Развитие грузового транспорта

Развитие грузового транспорта в СССР

До сих пор на наших дорогах можно встретить настоящие раритетные грузовые автомобили производства СССР, отъездившие по дорогам всей необъятной страны не одну сотню тысяч, даже миллионов километров. До сих пор они трудятся и состоят на учете некоторых предприятий, что не могут себе позволить покупку дорогих тягачей из Европы. Впрочем, прошедшие множество сложнейших и масштабных строек, старые советские грузовики заслуживают уважения.

Автомобилестроение сложной грузовой техники в СССР по праву считается одним из крупнейших в мире. Освоение такой огромной и богатой, но сложной в рельефном плане территории требовало постоянного увеличения производства грузовых автомобилей и разработки их улучшенных модификаций. Это привело к созданию целой сети автомобильных заводов. Некоторые из них существуют и производят грузовики до сих пор, некоторые уже давно закрыты, а некоторые, следуя тенденциям рынка, переквалифицировали свои производства и производят сравнительно небольшие, но быстрые и маневренные грузовики среднего класса.

КамАЗ

Этот завод и по сей день является одним из самых крупных производств на территории Российской Федерации. Первый грузовик КАМАЗ-5320 сошел с конвейера в 1975 году. Теперь этот шедевр автомобилестроения можно увидеть лишь в музее, но именно он стал началом успешного долголетнего развития производства грузовых автомобилей этой марки. Именно они широко используются на постсоветском пространстве. И это неспроста, ведь эта техника отличается выносливостью и хорошей приспособленностью к нашим дорогам.

ГАЗ

Одна из самых возрастных марок грузовых автомобилей. История развития производства автомобилей ГАЗ началась в 1932 году. Основывалось производство, чтобы помочь знаменитой американской марке Ford, обеспечив ее производственными мощностями. Именно поэтому первые модели были выпущены по готовым чертежам. Однако местный менталитет и особенности дорожного покрытия требовали некоторых значительных изменений, направленных на увеличение долговечности деталей и их износостойкости.

Спустя год после открытия завод порадовал советское общество автобусом, рассчитанным на 17 пассажиров. Назывался он «Гудок октября». Их база стала основой для выпуска знаменитых грузовых автомобилей-двухтонников и самосвалов, способных транспортировать груз весом более тонны. В течение последующих десяти лет завод порадовал еще десятью различными модификациями грузовой техники.

Вторая мировая война внесла свои коррективы в планы инженерного цеха завода ГАЗ. Основным направлением конструирования грузовиков стало увеличение их проходимости и упрощение деталей. Настоящей легендой советского автомобилестроения считается грузовик-трехтонник, отличавшийся просто невообразимой надежностью, простотой конструкции, и проходимостью, позволявшей ему двигаться даже в самых сложных погодных условиях по самым непростым рельефам местности. Именно поэтому грузовики того времени украшают почти каждый музей автомобилестроения.

По окончании войны завод продолжил выпускать грузовики, но также была налажена линия по производству легковых автомобилей. Чайка и Победа до сих пор считаются одними из самых элитных автомобилей.

Современный ГАЗ — это, в первую очередь, небольшие грузовые автомобили «Газели». Эту модель можно встретить на дорогах каждого города в каждой стране, входящей в состав СНГ.

КрАЗ

Кременчугский автомобильный завод до сих пор трудится в поте лица, чтобы обеспечить автомобильный мир отличными грузовиками, чья проходимость давно уже стала притчей во языцех. КрАЗы ценятся и далеко за пределами СНГ. Продукция завода поставляется в 30 стран мира.

Первая модель, произведенная на этом заводе, КрАЗ-255, использовалась в прохождении сложнейших маршрутов по пересеченному рельефу, некоторые представители этой модели до сих пор колесят по дорогам.

ЗИС и АМО

ЗИС известен тем, что именно на этом заводе по сей день производятся самые большие грузовые автомобили и техника специального назначения (к примеру, пожарные и полицейские автомобили).

Первый полуторатонный грузовик, собранный из итальянских запчастей, ФИАТ-15 Ter, был выпущен на этом заводе в 1916 году. После успешного старта завод начал производство своего собственного конструкторского детища грузовика АМО Ф-15. На заводе выпускались даже спортивные автомобили, правда, очень небольшими сериями.

Завод несколько раз менял свое имя. Сейчас он известен как ЗИЛ. Самыми новейшими моделями, выпущенными здесь, являются ЗИЛ-3250 и ЗИЛ-436200. Впрочем, славу заводы принес выпуск техники в послевоенные годы. Модель ЗиС-151 производилась вплоть до 1958 года.

Легендарные АМО — грузовики автомобильного московского сообщества — также выпускались на этом заводе. Вот только очень популярные АМО-2 и АМО-3 выпускались всего несколько лет, и в 1935 году с конвейерной ленты сошел последний грузовик этой марки.

МАЗ

Эти белорусские тяжеловесы известны во всем мире. Уже 65 лет МАЗ радует автомобильный мир различными модификациями техники. Основанный в 1944 году, завод поставляет свою продукцию даже в страны Африки и Бразилию, которая насчитывает 60 видов различных грузовиков и 50 видов автобусов. Сравнительная дешевизна каждой единицы и доступность запчастей делают МАЗы очень популярными на постсоветском пространстве.

ЯГ

Помимо КрАЗов выпускались в СССР и другие грузовики-вездеходы. Речь идет о технике ЯГ. Вот только использование их проводилось в очень специфичных условиях, потому большого распространения эти грузовики так и не получили. Известны такие модели, как ЯГ-6, ЯГ-4 и ЯГ-10, но сейчас завода их выпускающего уже нет. Не выдержав конкуренции, он закрылся.

Каждый из представленных заводов вложил значительную лепту в общую историю грузовой автопромышленности Советского Союза, создав основу для развития этой отрасли в наше время.