Истоки происхождения и развития первых отечественных дальнобойщиков.

«Дальнобой» международного формата имеет давние традиции в России. Более того, именно Россия обладает историческим приоритетом в этом направлении. Рассмотрим деятельность одной отечественной компании, которая одной из первых в мире начала заниматься грузопассажирскими транспортировками.

Появление NAG «Durch» и «автомобилей-омнибусов»

В 1903 году немецкая фирма N.A.G выпустила первый грузовой автопоезд (грузовик, соединенный с несколькими прицепами), получивший название NAG «Durch». Две таких модели длительное время эксплуатировались западной Африки, где особо чувствовалась проблема отсутствия железной дороги.

Конец XIX века запомнился появлением «автомобилей-омнибусов», которые распространились на территории России и Европы. Они предназначались для преодоления средних и длинных маршрутов на тех территориях, где железная дорога была слаборазвита или отсутствовала. Больше всего это касалось отдаленных областей Российской империи, которых в тот период было еще предостаточно.

Немного позже автомобильно-омнибусное движение начало активно развиваться во всех областях страны (в районе Черного моря особенно) и приносило хороший доход. По современным меркам проходимые расстояния нельзя назвать грандиозными, однако, для XX века это был настоящий прорыв. Долгое время такие международные перевозки носили временный характер, были короткими и часто доходили лишь до пограничных зон.

Открытие русско-персидского маршрута

Регулярное движение автотранспорта между Россией и Персией возникло в 1906 году. Подобная концессия была заключена на 20-летний период и стоила сторонам немалых финансовых расходов. Изначально подобному проекту прогнозировалось перспективное будущее. Однако, внутренняя напряженность и международные конфликты Персии уже в 1907 году сделали передвижение по данному направлению невозможным (хотя попытки предпринимались).

 

Тавризский тракт

Обостренная ситуация в Персии вынудила Россию вводить на ее территорию войска для стабилизации обстановки и отстаивания своих интересов. Подобные действия позволили уже в 1910 году организовать совершенно новую концессию по перевозкам, проект которой создавался на средства частных инвесторов. Г.К. Васильев был организатором этого автомобильного сообщества. Для работы на маршрутах он отправил автомобили немецкого производителя NAG. Основным направлением стал отрезок Джульфа – Тавриз (135 верст).

Выбор производителя был неслучайным. Компания NAG в тот период являлась лидером рынка и поставляла своим партнерам только лучшие автомобили. Васильев, выбрав все машины одного производителя, совершил нетрадиционный для российского автопарка шаг, поскольку приоритетным считалась закупка автомобилей различных моделей. Организация оказалась рентабельной и начала быстро развиваться.

Несмотря на большое количество вооруженных нападений, присутствие армии позволило отстоять большинство экономических интересов России (в частности, касающихся расширение дорожной сети и стратегических маршрутов).

Персидский марш

Регулярное присутствие войск на территории Персии в 1911 году привело к необходимости расширять действующие автомобильные маршруты (особенно грузовые). Для этой цели был выделен военный автомобильный отряд с использованием армейских машин ведущих европейских производителей (французских, австрийских, немецких, швейцарских и прочих компаний). Модельный ряд этого взвода выглядит следующим образом:

  • легковушки: Opel, Benz;
  • санитарка Laurin & Klemen;
  • грузовики: Saurer, Laurin & Klement, Daimler, MULAG, FIAT, Berliet и Gramm.

Отряд успешно перевозил различные типы грузов (включая пассажиров) как в обычном, так и неблагоприятном зимнем климате.

В 1913 году организация Васильева завершила свое существование, однако налаженная с Персией система международных перевозок продолжала работать за счет усилий нового организатора (компании «Князь П.И. Ту­ма­нов и К°»).