Новый 4-осный МАЗ

Новый 4-осный МАЗ потеснит на дорогах технику из Европы и Китая

 

Большинство производителей уже давно выпускают самосвальные платформы на базе четырёхосного шасси, и только у нас по какой-то причине упорно держатся за экономически невыгодную трёхосную технику. В результате, на наших дорогах гораздо чаще можно увидеть мощный китайский самосвал, чем аналогичную продукцию отечественных производителей. Новинка Камского автозавода - КамАЗ-6540, не пользуется популярностью. Грузоподъёмность в 18 тонн – ничто для четырёхосного самосвала. Что касается завода УралАЗ – там вскоре начнут собирать четырёхосные самосвалы, но когда именно – ещё неизвестно. Остаётся одна надежда – МАЗ.

 

Четырёхосный самосвал МАЗ 6516 впервые был продемонстрирован на московском автосалоне 2007 года. Его появление осталось незамеченным, но он вполне способен составить конкуренцию технике из Китая. Самосвал отличается интересной конструкцией и хорошими ходовыми качествами.

 

Особенности конструкции

 

  • Двойная усиленная рама с основным лонжероном высотой 310 мм, внутренним – 291 мм и толщиной лонжеронов 8 мм;
  • Стабилизаторы поперечной устойчивости на всех осях самосвала;
  • Передняя подвеска - 4-рессорная, независимая между передними осями, задняя – рессорно-балансирная, с вертикально установленными стремянками;
  • Крепящие болты повышенной прочности.

 

«Зубр» возвращается

 

На автомобилях МАЗ снова появился знаменитый зубр, украшавший капоты первых МАЗ-200, подобно оленю на ГАЗ-21. Теперь этот зубр выполнен в виде барельефа на передке кабины, заодно выполняющего роль крышки переднего буксирного устройства.

 

«Зубр» имеет полную массу в 41 тонну и 25 тонн грузоподъёмности. Эти характеристики соответствуют законодательству РФ по ограничению нагрузки на ось на дорогах общего пользования. Предусмотрена конструктивная возможность увеличения грузоподъёмности до 30 тонн. Объём кузова – 21 м3, в его штатное оснащение входит механизм развёртывания тента.

 

Силовой агрегат

 

Силовой агрегат – 8-цилиндровый V-образный дизель, оснащённый турбонаддувом и системой непосредственного впрыска ЯМЗ-6581.10 14,86 литра, 400 л.с., соответствующий нормам Euro 4. Максимальный крутящий момент достигается при 1100-1300 об/мин и достигает 1766 Нм. Что интересно: двигатель комплектуется 12-ступенчатой МКП 12JS200TA и сцеплением MFZ-430 производства КНР. Никаких претензий такой комплект не вызывает, и коробка передач и сцепление отлично работают. Передачи переключаются быстро, что положительно отражается на динамике минского самосвала.

 

Несмотря на соответствие двигателя нормам Euro 4 и то, что он оснащён системой Common Rail, его внешний вид практически не отличается от предыдущих моделей. Это удобно тем, кто имеет опыт эксплуатации таких агрегатов, им не придётся искать, где находится стартер, масляный фильтр или генератор – навесное оборудование закреплено на традиционных местах.

 

Дизайн и комфорт

 

Самосвал снабжён стандартной и далеко не новой кабиной, имеющей большое ветровое стекло и три стеклоочистителя, боковые зеркала с обогревом и открывающуюся переднюю панель. Анатомическое кресло водителя на пневматической подвеске имеет все регулировки, не исключая поясничного упора и возможности регулирования в зависимости от веса водителя. Имеются два пассажирских сиденья – одно основное, под которым крепится инструментальный ящик, и откидное – дополнительное. По заказу может быть установлено одно спальное место. Кабина установлена довольно высоко, но в неё удобно подниматься, благодаря трём удобным ступеням, поручням и открывающейся чуть ли не на 90 дверью.

 

Несколько изменён дизайн бампера - добавлены противотуманные фары, немного выше одним блоком установлены все остальные световые приборы. Этого хватило, чтобы автомобиль приобрёл довольно симпатичный вид. Имеются ниши-ступени, для обслуживания ветрового стекла и стеклоочистителей. Хотя, есть и проблема – не предусмотрена установка защиты световых приборов, что входит в стандартную комплектацию импортных самосвалов.

 

Приборная панель соответствует требованиям, предъявляемым к эргономике. Предусмотрена возможность установки на заказ электронного блока диагностики, имеющего функцию контроля расхода топлива. Как несущественный недостаток можно отметить некоторую неравномерность зазоров на стыках пластмассовых панелей.

 

Управление

 

Тяжёлый самосвал удивительно лёгок в управлении. Мощный двигатель и 12-ступенчатая коробка дают возможность трогаться с места, включив любую передачу, от 1-й до 7-й. При движении на порожней машине, он моментально набирает 2000 оборотов и «просит» включить повышенную передачу. Управляться с китайской синхронизированной МКП также несложно. Диапазоны переключаются не так, как на большинстве распространённых коробок производства КНР, а привычным образом – находящимся на рычаге флажком. Короткие ходы, попасть в требуемую передачу не представляет проблем.

 

Высоким качеством исполнения отличается педальный узел – информативное сцепление, четкая и одновременно мягкая педаль тормоза, заставляют вспомнить европейские бренды. Резкое нажатие вводит в действие систему ABS и грузовик плавно, без рывков останавливается.

 

Гружёный самосвал идёт мягко, не замечается подпрыгиваний и на порожнем автомобиле. Машина хорошо держит дорогу даже на максимальной скорости, чему способствуют стабилизаторы поперечной устойчивости. Рулевая колонка регулируется механизмом, подобным устанавливаемому в грузовиках Volvo. Руль очень удобен по диаметру и толщине обода. Хорошую управляемость и манёвренность обеспечивает гидроусилитель руля белорусских производителей. Кроме того, рулевое управление имеет аварийный привод с гидронасосом, смонтированным на третьем мосту. Это позволяет при выходе из строя гидроусилителя продолжить движение до ближайшей сервисной станции или хотя бы просто отъехать на обочину и остановиться, не создавая аварийную остановку.

 

Достоинства

 

  • Усиленные задние мосты и рама;
  • Прекрасная управляемость самосвала даже при полной загрузке;
  • Отличная обзорность;
  • Рабочее место на уровне лучших иностранных аналогов.

 

Недостатки

 

·      Отсутствует стандартная для импортных самосвалов защита световых приборов;

·      Устаревшая приборная панель;

·      Устаревшая конструкция привода горного тормоза;

·      Неудачно расположен механизм крепления запасного колеса, из-за чего часто забивается грязью;

·      Штатный топливный бак имеет объём 300 литров, чего недостаточно для самосвала такой грузоподъёмности (предусмотрена установка 500-литрового бака на заказ).

 

Мнение эксплуатационников

 

В целом минский самосвал оставляет положительное впечатление. Двигатель отличается сложностью конструкции, но это связано с ужесточением экологических норм. Главное, что это отечественный силовой агрегат, что означает не столь высокие цены на запасные части и отсутствие проблем с их приобретением, тем более, что многие из них унифицированы с предыдущими моделями МАЗа. Хорошее впечатление создаёт и коробка передач из Китая. Конструкция подвески предельно проста и, следовательно, надёжна.