Трансмиссия для МАЗ: Россия vs Китай

Трансмиссия для МАЗ: Россия vs Китай

 

Белорусский МАЗ считается одним из наиболее востребованных на территории СНГ производителей грузовых автомобилей. Несмотря на высокое качество продукции, некоторые решения руководства минского завода иногда вызывают недоумение. К примеру, завод оснащает автомобили одной линии трансмиссией от различных производителей, что несколько усложняет сервисное обслуживание ввиду несовместимости некоторых запчастей.

 

Вопрос совместимости китайской КПП EATON с двигателем ЯМЗ

 

Китайские КПП (12JS200TA-G1800, 9 JS135A) прекрасно стыкуются по посадочному диаметру 515 мм картеров маховика и сцепления со всеми двигателями ЯМЗ. Исключение составляет ЯМЗ 650 рядная шестёрка. Как правило, этот двигатель совместим с любой КПП, имеющей стандарт стыковки SAE.

 

Существующие проблемы совместимости данного двигателя с китайской КПП достаточно обширны:

 

1.Наличие двухдискового сцепления. Автовладельцы вынуждены заменять маховик, а заодно и комплект сцепления со всеми вытекающими последствиями.

2. Несовместимость картера маховика — он не рассверлен под 13 отверстий, необходимых для установки КПП.

3. Вариант привода сцепления. Привод сцепления с ПГУ Кнорр-Бремзе создает минимум проблем. Но если имеется воздушная камера, следует провести техническое усовершенствование (апгрейд).

4. Задняя подвеска. Китайский производитель рекомендует использовать подвеску универсальной конструкции. Для ее усовершенствования в кустарных условиях можно применить швеллер, а также резиновые подушки.

5. Несоответствие длин КПП вынуждает изменить длину вала, в качестве альтернативы — подобрать новый вал с нужными размерами.

6. Для совместимости электропроводки требуется адаптировать существующий жгут по КПП или приобрести новый.

7. Наладить совместимость механизма переключения.

 

 

 

Некоторые несостыковки российских двигателей с китайскими КПП, которыми оснащаются автомобили МАЗа, стали следствием многолетних экспериментов белорусских автопроизводителей. Для того, чтобы разобраться в причинах данной проблемы, стоит обратиться к предыстории закупок МАЗом китайских коробок.

 

 

Белорусское "Лего"

 

По традиции белорусские грузовые автомобили производства Минского автозавода, а также Минского завода колёсных тягачей оснащались преимущественно российскими КПП Тутаевского и Ярославского моторостроительных заводов. В небольшом проценте моделей, оснащенных двигателями MAN, устанавливались формально немецкие КПП с логотипом концерна ZF, произведенные, однако, в Бразилии. Особняком стояло собственное производства КПП на заводах МАЗ и МЗКТ.

 

Немецкие КПП минские автопроизводители устанавливали на самые современные образцы грузовых автомобилей, в то время как российские двигатели работали в паре с российскими же коробками (Ярославль). Специально для ярославского дизельного двигателя нового поколения (7511-я серия) была спроектирована и успешно производится уникальная КПП - ЯМЗ-239. Несмотря на удачные конструкторские решения, воплощенные в ярославских агрегатах, качество их сборки в последнее время постоянно снижается. Вследствие этого и белорусский МАЗ заметно утратил свой авторитет на рынке грузовых автомобилей, что привело к потере части важных контрактов. По причине низкого качества российской КПП, частых случаев поломок и недостаточного уровня развитости сети сервисных пунктов, некоторые клиенты минских заводов из ближневосточных стран начали отказываться от белорусских автомобилей.

 

 

Китайское предложение, от которого невозможно отказаться

 

В руководстве МАЗа справедливо решили, что заводу необходимо наладить выпуск автомобилей, оснащенных одновременно доступной по цене и работающей без сбоев коробкой передач.

 

Столкнувшись с подобной задачей, белорусский автопроизводитель исключил возможность самостоятельного выпуска КПП, сославшись на его нецелесообразность. Ведь имевшиеся в наличии образцы давно устарели, а для запуска производства современных коробок требовались значительные инвестиции как в сфере модернизации технологического оборудования, так и в области науки. Это подтолкнуло руководство МАЗа к первоначальному сокращению собственного производства КПП с перспективой его ликвидации с последующим замещением на импорт. Сокращение объемов белорусского производства КПП в течение года планировалось компенсировать за счет роста импорта. Его структура выглядела следующим образом:

 

·               Продолжение закупок российских КПП.

·               Увеличение объема поставок коробок передач немецкого концерна ZF.

·               Решение о начале импорта бюджетных китайских КПП.

 

Из 21 тыс. выпускаемых за год минских грузовых автомобилей, около 8 тыс. оборудовано мощными и наиболее современными КПП. В то время как автомобили нового семейства комплектуются коробкой ZF, оставшиеся машины МАЗа (около 100 единиц в месяц) было решено оборудовать китайской коробкой передач. Для этого белорусы заключили контракт с корпорацией Shaanxi Fast Gear.

 

МАЗ начал сотрудничество с Shaanxi Fast Gear в 2003 году. На тот момент тестовый образец китайской коробки был в качестве эксперимента установлен на минский автомобиль. Успешное прохождение китайским агрегатом испытательного цикла побудило руководство белорусского автопроизводителя к старту закупок небольших партий данных коробок передач, которыми оснащались преимущественно экспортные машины. За время сотрудничества с Shaanxi китайская трансмиссия, созданная на основе Eaton, была опробована заводом и конечным потребителем — в основном машины с китайской КПП экспортировались в арабские страны.

 

 

Плодотворный визит китайской делегации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В марте 2006 года МАЗ принял делегацию из Поднебесной, в числе которой были представители концерна Shaanxi Fast Gear, возглавляемые президентом компании Ли Дакаи. Алексей Тутубалин, находящийся на тот момент в должности заместителя директора по внешнеэкономическим связям ПО "Белавто-МАЗ", заверил китайскую делегацию в заинтересованности руководства белорусского завода в сотрудничестве. Китайская трансмиссия должна занять достойное место в продукции данного завода. Тутубалин заверил китайцев, что белорусы планируют начать оснащать коробкой Shaanxi не только супертяжелые МАЗы из старой линейки, но и на новые экспортные образцы продукции, потеснив таким образом продукцию немецкой ZF.

 

Также белорусской стороной были озвучены планы по расширению спектра импортируемых китайских КПП. Так, было заявлено о начале использования китайских девяти- и двенадцатиступенчатых КПП и о перспективах использования 16-ступенчатой трансмиссии Shaanxi. Причем китайские коробки планировалось устанавливать исключительно на большегрузные тягачи и грузовые автомобили, являющиеся приоритетным направлением в белорусском экспорте (ежемесячное производство составляет от 100 до 200 машин). На откуп российскому производителю было решено оставить изготовление КПП для «пятитонников».

 

Причина успеха китайской продукции достаточно тривиальна — наличие развитой системы сервисных пунктов. Ведь в бизнесе, основанном на продаже технически сложного продукта, недостаточно обычных продаж. Данный продукт — в нашем случае это КПП — нужно обеспечить соответствующим сервисом и широким объемом запасных частей. В этом плане российские КПП заметно проигрывают китайским и проблем здесь несколько:

 

·               Стоимость оригинальных заводских запчастей, продаваемых со склада в Ярославле, заметно превышает цену на те же изделия в отдаленных областях или в странах СНГ. Это происходит потому, что на рынок окольными путями попадают нелегально вывезенные с завода партии заводского брака, которые по заниженным ценам реализуются через мелкие фирмы. В результате авторитет ярославского завода неминуемо падает, а от российской продукции начинают отказываться.

·               Недостаточная развитость сети сервисных центров также негативно сказывается на популярности российских КПП.

 

В свете данных проблем белорусское руководство во время встречи с китайцами постаралось сделать акцент именно на необходимости сервисного обслуживания и обеспечения конечного потребителя надежными автозапчастями.

 

 

Китайское качество

 

Поставленных задач белорусы добились. Одним из результатов визита в Минск представителей Shaanxi Fast Gear стало заключение соглашения по сервисному обслуживанию автомобилей с китайской КПП на территории стран СНГ. Спустя три недели трое китайских специалистов прибыли в Минск для организации первых сервисных станций и обучения персонала. Помимо этого, китайцы в сжатые сроки выработали схему поставок оригинальных запчастей, обеспечив потребителя фирменным сервисом.

 

Shaanxi Fast Gear является крупнейшим производителем КПП в Китае и выпускает широкую линейку продукции, призванную удовлетворить самые разнообразные требования, предъявляемые производителями грузовых автомобилей. Заключая контракт с китайцами, МАЗ отобрал наиболее подходящие коробки, выпускаемые на серийной основе. Но и китайский производитель согласен вносить необходимые изменения в конструкцию КПП, чтобы удовлетворить требования покупателя.

 

В 2006 году МАЗ приобрел две тысячи китайских КПП в рамках заключенного на два года контракта с гарантированными ценами, стоимость контракта составила $23 млн. Фиксированная цена, исчисляемая в долларах, призваны были застраховать белорусский завод от рыночной нестабильности и продемонстрировали факт того, что руководство МАЗа сделало ставку на долгосрочное сотрудничество с китайской компанией.

 

Белорусский автопром решился на стимулирование конкуренции между импортерами КПП, желая сбить цену и повысить качество получаемой продукции. Поэтому в качестве закупочной стратегии завода было озвучено желание белорусского руководства сотрудничать как минимум с двумя надежными поставщиками. На деле белорусский рынок поделили китайские, российские и немецкие производители КПП.

 

Так же, как и в случае с российскими коробками, стоимость китайской трансмиссии представители белорусского автопрома не стремятся озвучивать, лишь делая акцент на конкурентоспособности китайской продукции в сравнении не только с немецкими, но и с российскими аналогами. Кроме того, белорусы утверждают, что и качество китайских КПП ощутимо лучше аналогов.

 

 

Чьи интересы предпочтительнее?

 

Однако сделка МАЗа с китайским производителем КПП видится не столь успешной в свете отношений с российскими коллегами. С 2003 года российских рынок тяжелой автотехники «вырос» на 20%, однако это никак не сказалось на экспорте большегрузных автомобилей из Белоруссии. Это говорит о сокращении доли МАЗа на рынке России.

 

Для этого существует несколько причин:

 

·               Рост спроса на доступные и надежные автомобили КАМАЗ.

·               Появление возможности временно ввозить подержанную импортную большегрузную технику заполонила российский рынок доступными, хоть и не новыми европейскими автомобилями отличного качества.

·               На Дальний Восток и в Сибирь хлынули дешевые китайские грузовые автомобили. Несмотря на слабое качество, они остаются весьма востребованны среди россиян.

 

Таким образом, несмотря на тесные многолетние связи российского и белорусского автопромов, тенденция к обоюдному вытеснению с рынка и снижению объемов производств налицо. Претензии минского автопроизводителя к качеству российской трансмиссии вполне понятны, однако знаковый контракт с китайской компанией и снижение закупок продукции ярославского завода не может не вызывать огорчения.

 

Где проходит та грань, за которой минский завод может стать неинтересным для России? Когда в популярной нынче в мировом автомобилестроении игре "Лего" доля комплектующих белорусского грузовика станет более интересной для западноевропейских поставщиков, чем для российских?