Класс тяжелых автотранспортных средств

Класс тяжелых автотранспортных средств

 

В тяжелый класс входят автотранспортные средства (АТС), которые в полной мере принимают осевые нагрузки, используют свои габаритные особенности и имеют максимально-допустимый вес в комплексном оснащении. Все в соответствии с утвержденными нормативными документами дорожного законодательства.

 

Максимально-допустимая масса данной техники должна превышать 15 т. В зависимости от государства, отличается вес тяжелого автомобиля с двумя осями, так для Соединенных Штатов разрешается масса до 14,97 т., а для стран Евросоюза – 18 т.

 

 

 

 

Принципы регулирования дорожных норм и правил, установленных в странах ЕС

 

Для того чтобы разобраться, откуда берутся приведенные цифры, вначале следует ознакомиться с нормативными документами, регулирующими допустимые дорожные законы в странах Европейского Союза. Нормы на максимально-допустимый вес и габариты тяжелых автотранспортных средств, которые действуют на данный момент и допускаются к применению на проезжих частях стран ЕС, разрабатывались поэтапно: начиная с 1986 года и заканчивая 1993 годом, когда законодательство вступило в силу.

 

Наряду с общепринятыми нормами для Евросоюза, в каждом государстве также имеют силу собственные нормы и правила для оснащения транспортных средств. Причем по многим пунктам они предоставляют больше свободы и допускают использование автопоездов и грузовиков, запрещенных по новым законам ЕС.

 

Основой для образования норм и правил, от соблюдения которых зависит максимально-допустимая масса АТС, служит полная осевая нагрузка, которую принимают на себя ведущие колеса данного автотранспорта. С января 1999 года вступил в силу размер такой нагрузки 11,5 т., в тоже время вес на ведомые колеса не изменился, то есть остался 10 т.

 

Техника, оснащенная двумя осями, имеет зависимость осевой нагрузки от расстояния между ними, поэтому разрешенный вес колеблется в пределах 16-19 т. Соответственно для трехосного устройства данное значение варьируется между 21 и 24 т. Так полная масса автотранспорта с двумя осями ограничивается 18 т. с разделением по колесной базе: 6,5 т. на передние и 11,5 т. на задние.

 

Техника, оборудованная тремя осями, ограничивается по максимальной массе 25 т., но возможно 26 т. при использовании пневматической подвески на колесах сзади. Причем разделение согласно осей включает 7 т. на переднюю и 18-19 т. на заднюю.

 

Тяжелый транспорт, имеющий четыре оси не должен выходить за максимальное значение полной массы в 32 т. Разделение здесь проходит по осям следующим образом: 7т. +7т. +18т. или 6,5т. +6,5 т. +19 т.

 

Общий вес снаряженного двухосного прицепа не должен превышать 18 т., а с тремя осями – 24 т. Не смотря на это, в процессе использования автотранспорта с прицепным оборудованием, максимально-допустимый вес все равно не должен превышать 40 т.

(граничного предела для любых автотранспортных средств). Благодаря этому разрешенную массу автопоездов и грузовиков лучше считать по количеству их осей, не обращая внимания на то, с прицепными устройствами они или простые седельные. Так для техники, оборудованной тремя осями, данное значение принимается за 28 т. То есть разделение следующее: 6,5 т. приходится на передние колеса; 11,5 т. – на задние и 10 т. – на поддерживающие колеса прицепного оборудования. Для тяжелого транспорта, имеющего четыре оси – это 36 т. разделенные по принципу: 6,5 т. – на передние колеса; 11,5 т. – на задние и 18 т. на поддерживающие. Тут возможен еще другой вариант, когда: 6 т. действуют на передние колеса, 11 т. – на задние и 18 т. на поддерживающие. При наличии пневматической подвески у прицепного оборудования автотранспорта, его разрешенная полная масса достигает 38 т. (6,5 т. +11,5т. +20 т.), для транспортировки прицепов длиной 12,2 и 13,73 м. – 44 т. Тут существуют различные вариации размещения веса по осям.

 

 

CREATOR: gd-jpeg v1.0 (using IJG JPEG v62), quality = 75

 

У АТС допускаются следующие габаритные параметры:

  • размеры в ширину – до 2,5 м. (возможно до 2,6 м.);
  • размеры в высоту – до 4 м.;
  • общее значение в длину с полуприцепом – до12 м.;
  • общее значение в длину седельного транспорта – до 16,5 м.;
  • общее значение в длину с прицепом - до18,35 м.

 

Условием проектирования габаритных параметров и колесной базы автотранспортных средств, служит расчет вместимости нагруженных стандартных поддонов. В Европейских государствах существует два вида таких поддонов:

  • промышленный с параметрами 1,0х1,2 м.;
  • европоддон с размерами 0,8х1,2 м.

 

При подсчетах получается, что в полуприцеп длинной 13,6 м. входит 26 промышленных поддонов и 33 евро, а в автопоезде с двумя прицепами по 8,15 м. может разместиться 32 промышленных и 40 европоддонов.

 

В некоторых государствах допустимой считается максимальная масса, значительно превышающая выше перечисленные значения. Например, для Швеции и Финляндии – это 60 т., для Норвегии и Нидерландов – 50 т., для Дании - 48 т.

 

 

 

Особенности регулирования дорожных норм и правил в США

 

В Соединенных Штатах Америки также действуют принятые ограничения по максимальному весу и допустимым размерам для тяжелого автотранспорта, которые находятся в силе по всему государству, но в тоже время в каждом штате есть свое дорожное законодательство. Так, максимальный полный вес седельного автопоезда, оснащенного пятью осями, для применения на проезжих частях по всей территории государства, не должен превышать 36,29 т., а длина – 18,29 м. с учетом длины прицепа до 14,63 м. Так становится понятно, почему в Штатах так распространены тягачи, имеющие спальное место за кабиной. Так как длины в 3,66 м. хватает для кабины с капотом и спального места. Причем такие грузовики могут перевозить грузы массой до 22-23 т. и объемом 100-104 м?. Существуют штаты, в которых допускается использование АТС на дорогах с количеством осей от 7 до 9.

 

CREATOR: gd-jpeg v1.0 (using IJG JPEG v62), quality = 100

 

 

Одним из важнейших элементом грузоперевозок служит оптимальное использование грузового пространства, так как возможна недогрузка из-за некачественного использования места. Для повышения вместимости используются низкопрофильные шины и специально разработанные пневматические подвески, которые дают возможность снизить высоту погрузки на 200-350 мм. Так получается, что полуприцеп с полной массой в 34 т. вмещает объем 94-100 куб.м., которого недостаточно для грузоподъемности в 24-25 т. На европейских дорогах можно встретить АТС, вмещающие на 10-15% больше груза.

 

 

 

Как обстоят дела в России

 

Во времена Советского Союза действовал ГОСТ 9314-59, который регламентировал максимально-допустимые массы, осевые нагрузки и габаритные размеры тяжелого автотранспорта. Когда возникла необходимость обновить данный ГОСТ, то она была встречена мощным сопротивлением Минавтопрома СССР. Так получилось, что про ГОСТ забыли, а Советские авто производители получили возможность выпускать технику, которая была им выгодна. Правда, мало кто злоупотреблял такой ситуацией.

 

На сегодняшний день все же есть ограничения регламентируемые Правилами дорожного движения, относящиеся к габаритным параметрам. Согласно правилам, размер по ширине автотранспортных средств ограничивается 2,5 м., по высоте - 4 м., по длине - 20 м.

 

Использование грузовика с прикрепленными двумя прицепами допускается только при наличии разрешения. Ко всему согласно СНиП 2.05.02-85 устанавливаются разрешенные нагрузки на оси тяжелой техники. Так для дорожного покрытия І-ІV типа (асфальтированные дороги) они допускают нагрузку до 10 т. на одну ось, а для V типа (грунтовые дороги) – 6 т. Однако дорожные службы не контролируют максимально-допустимые массы и нагрузки.

Так получается, что авто производителям дана полная свобода в инженерной разработке транспортных средств. Несмотря на это они стараются придерживаться европейских норм и правил.

 

Для того чтобы снизить себестоимость транспортных перевозок и экологическое виляние на окружающую среду, автоперевозчики практически всех стран пытаются добиться от органов управления государствами разрешений на использование утяжеленных и более вместительных АТС. Но тут кроется опасность разрушения дорожных покрытий, на строительство которых были потрачены огромные деньги, а также создание пробок на и без того узких дорогах Центральной Европы. Хотя в таких просторных странах как Швеция и Финляндия допустимая габаритная длина составляет 22 и 24 м. Производятся такие грузовики ограниченными партиями, но зато на выставках и в автосалонах больше всего привлекают внимания.